Новый комплекс музея «Гараж» по проекту SANAA

Музей Гараж фото

Музей современного искусства «Гараж» объявил о строительстве нового здания музея — павильона Hexagon («Шестигранник») в Парке Горького. Это историческое здание, которое долгие годы было законсервировано, будет реконструировано японской архитектурной фирмой SANAA (Sejima & Nishizawa & Associates), лауреатом Притцкеровской архитектурной премии 2010 года. Новое здание станет важнейшим этапом расширения физических границ «Гаража» в ближайшие пять лет.


По теме: Студия SNKH из Еревана построит летний кинотеатр Garage Screen в Москве

Открытие нового пространства, где стратегические программы найдут постоянное пристанище, — необходимый и логичный шаг в эволюции музея. Устроители надеются, что эти изменения создадут новое измерение  современного музея, стимулирующее взаимодействие со зрителем. Изменение физических границ станет важным этапом в этом процессе.

«Шестиугольник» (бывший павильон «Машины и инструменты») был построен в 1923 году архитекторами Иваном Жолтовским, Виктором Кокориным и Михаилом Парусниковым для Первой Всероссийской выставки сельского хозяйства и кустарного промысла. В нjвом статусе Hexagon станет пространством демонстрации различных художественных практик. Здесь будут три выставочные галереи (две в фасетных павильонах и одна на нижнем уровне), библиотека, книжный магазин и кафе. Двор здания будет открытым общественным пространством. Общая площадь здания составит 9 500 кв.метров. 

Музей Гараж фото

«Музей, сохранив исторические аспекты здания — то есть его пространственную организацию, расположение, материалы колонн и устройство бассейна фонтана — расширит и уточнит свою архитектурную программу. «Гараж» открыл новую главу в программе пересмотра и перепрофилирования архитектурного наследия и, в конечном итоге, возвращения его в современный контекст», — комментирует Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж».

Павильон «Машины и инструменты» был единственным на всей территории парка, построенным из железобетона (остальные павильоны были деревянными и не сохранились). Его конструкция — это каркас из железобетонных столбов и балок, а также деревянных стропильных ферм. Внутри каждого фасетного павильона есть центральная часть двойной высоты и более узкие крылья одинарной высоты. Они соединяются, образуя невысокую галерею, охватывающую все здание снаружи. Первоначально шесть дворовых пространств и соединяющие их одинарные галереи выходили во внутренний двор и не были отделены от него стенами.

Музей Гараж фото

Когда в 1928 году городские власти решили превратить территорию бывшей сельскохозяйственной выставки в Парк культуры и отдыха, здание было преобразовано в его главную столовую. Три из шести павильонов были отделены от внутреннего двора светлыми стенами, а два из них стали кухнями. Туалеты построили между павильонами снаружи. В конце 1930-х, когда в Центральном парке культуры и отдыха появился зимний тематический парк и несколько ледовых катков, столовую в очередной раз реконструировали. Все шесть павильонов облицовали кирпичными стенами. В 1935 году столовую переименовали в «Шестиугольник». В начале 1960-х часть здания переоборудовали под производство лимонада. В последние несколько десятилетий своего существования он были и кафе, и рестораном, и дискотекой, но был в итоге заброшен и частично разрушен. В 1999 году правительство Москвы объявило его охраняемым памятником садово-паркового искусства.

Музей Гараж фото

Здание уникально: своими пропорциями, повторяющимися элементами и открытым характером постройки по отношению к внутреннему двору. Чтобы сохранить эту атмосферу для будущих посетителей, SANAA использовало шесть принципов. Первый: сохранность геометрии и пропорций, задуманных Жолтовским. Второй: связанность пространства, что означает общее пространство внутреннего двора для всех шести павильонов. Третий: естественное освещение в каждом павильоне будет сохранено, вместе с тем появится возможность управления освещением в соответствии с требованиями музея. Четвертый: пропорции и высота внутри павильонов будут сохранены, что обеспечит большое и универсальное пространство для программ музея.

Важно, что новые пространства будут спроектированы в соответствии с современными стандартами энергоэффективности и передовыми системами ограждения и рекуперации тепла. Все остекление проекта — большие стеклопакеты из высококачественного стекла, выдерживающие большие перепады температур. Панели будут обладать высокой степенью прозрачностью и индексом цветопередачи, чтобы уменьшить искажение цвета и сохранить тесную связь между интерьером и экстерьером. Также предусмотрен дополнительное управление уровнем освещения: за это будут отвечать полупрозрачные штор или непрозрачные жалюзи. В Hexagon также будет использоваться геотермальная система, способная обеспечить естественное охлаждение в любое время года (с применением возобновляемых источников энергии).

Партнерами и консультантами выступят фирмы Bollinger + Grohmann (проектирование конструкций и фасадов), Transsolar KlimaEngineering (разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию), Buromoscow (местные архитекторы), проектное бюро APEX (генеральный проектировщик), бюро MOX (консультант по ландшафтной архитектуре).